Подмастерье из Архива
Куча мелкой простой матчасти по Древнему и не очень Китаю, которая пригодится для.
Список традиционных праздников КитаяСписок традиционных праздников Китая
Новый год (Праздник Весны)
В первый день китайского календаря отмечается начало года. По мнению китайцев, в этот день начинается весна, происходит пробуждение природы, оживают земля и хранимые ею ростки жизни. В тесном семейном кругу зажигают благовония и фейерверки, которые призваны отпугнуть злых духов. Празднование китайского Нового года приходится на концц января-начало февраля по нашему.
Праздник фонарей
Считается окончанием Праздника Весны (китайского Нового года) и отмечается 15-го числа 1-го месяца по лунному календарю. По обычаю, люди развешивают на улицах и в парках многоцветные фонари разных размеров. Праздник фонарей приходится на вторую половину февраля -начало марта по-нашему.
День поминовения усопших (Цинмин)
Также именуется Праздником чистого света или Днём душ. В этот день принято посещать могилы предков или национальных героев, приводить надгробья в порядок, возлагать цветы и жечь «жертвенные деньги» из бумаги в знак почтения памяти усопших. Отмечается на 104-й день после зимнего солнцестояния, что чаще всего приходится на 4 или 5 апреля.
Праздник драконьих лодок (Дуаньу)
Приходится на 5-й день 5-го месяца по лунному календарю, поэтому также называется Праздником двух пятёрок. В народе есть несколько преданий о происхождении этого праздника. Одни считают, что он имеет отношение к древним обрядам поклонения жителей долины реки Янцзы Дракону, другие - что это поклонение памяти погибшего от позора поражения поэта Цюй Юаня из эпохи воюющих царств (тот покончил с собой, бросившись в реку, и соплеменники долго искали тело при помощи лодок). В этот день в Китае устраиваются речные гонки на национальных лодках.
Праздник приходится на начало июня по-нашему.
Праздник влюблённых (Цисицзе)
Приходится на 7-й день 7-го месяца по лунному календарю, поэтому также называется Праздником двух семёрок. Празднование связано со старым трогательным преданием о любви пастуха к небожительнице, в связи с чем Цисицзе часто именуют китайским Днём Святого Валентина. Праздник приходится на август мо-нашему.
Праздник середины осени (Праздник урожая)
По времени он совпадает с окончанием уборочных работ. Кроме того, его называют Праздником богини луны: полная луна считается символом благополучия и достатка. В этот день, приходящийся на полнолуние, собираются все члены семьи и устраивают ужин. Обязательным блюдом застолья являются «лунные пряники» из пшеничной муки с различной начинкой.
Этот праздник, знаменующий собой середину годичного цикла в представлении китайцев, по своей значимости уступает только Новому году. Он отмечается 15-го дня 8-го месяца по лунному календарю, или по-нашему на начало октября.
День зимнего солнцестояния
День зимнего солнцестояния отмечается 22 или 23 декабря. В древнем Китае считали, что с этого времени, когда дни становятся длиннее, а ночи короче, мужская сила природы пробуждалась и давала начало новому циклу.
Меры длины и веса в эпоху ТанДревнекитайские меры в эпоху Тан
Согласно «Книге установлений» использование первых единиц измерения было установлено императором Хуан-ди. Единицы длины произошли от длины частей тела: изначально фэнь - длина одного зерна проса, бу - двойной шаг, чжан - сажень (размах рук), чи - размер ступни (китайский фут).
МЕРЫ ДЛИНЫ:
- ли (верста) ~500 м.
- бу (двойной шаг) ~1.2-1.4 м.
- чи (фут, 1/5 бу) ~25 см
- цунь (1/10 чи) ~3 см
- фэнь = 1/100 чи ~ 3мм
- индиивидуальный медицинский цунь (расстояние между складками согнутого пальца) - ~5 мм.
МЕРЫ ВЕСА
- дань (пикуль) ок. 60 кг.
- цзинь (фунт) ок. 500 г.
- лян (китайская унция, 1/10 цзиня) ~40-50 гр.
- цянь (0,1 ляна) ~ 5 гр.
Народные игры и развлечения древнего Китаяredpion.ru/1207_narodnye-igry-i-razvlechenija-d...
Китайские традиционные игры отличаются большим разнообразием и на любой возраст. Многие игры зародились в глубокой древности и получили широкое распространение по всему Китаю на много веков. Большинство древних китайских игр считаются прародителями современных видов спорта. Это были очень простые по правилам игры, поэтому они не требовали долгого объяснения, что значительно облегчало начало игры. Самое главное, что не требовался какой-то особый инвентарь, в играх использовалось только то, что можно было найти на улице или не требовало особого мастерства в изготовлении. Поэтому в играх могли участвовать и дети из самых бедных семей. Все игры древнего и современного Китая, кроме словесных, развивали физическое здоровье, выносливость и реакцию.
Рассмотрим игры, распространенные в Древнем и Средневековом Китае
– «Крутись волчок» (юла).
Старинная игра в волчок, появилась при династии Сун (960-1279 гг.), только в то время она носила название «Тысячи». Особых правил и приготовлений для игры не требуется. Всё очень просто, детям требовалось найти иглообразный предмет размером примерно в три сантиметра. Воткнуть его в середину небольшой тарелки, например, деревянной или из слоновой кости. Получается что-то отдаленно похожее на современную юлу. Затем нужно раскрутить игрушку. Суть игры тоже очень проста: чья юла дольше всех крутится, тот и победил. Как правило, каждый игрок изготовлял сам свою юлу. Более современное название игры «волчок» появилось многим позже, при династии Мин (1368—1644). Уже во время этой династии игрушку можно было приобрести на городских рынках. Игрушка была деревянная и чуть видоизмененная с длинной веревочкой. По правилам, нужно было бросить волчок и потянуть за веревочку, чтобы она начал крутиться. Как только игрушка начинала замедлять ход, можно было снова дернуть за веревочку. Так, раскручивая волчок, можно было играть до бесконечности. Игра была очень популярна во всем Китае. Вплоть до образования Китайской республики дети увлекались этой игрой.
Уже многим позже, более современный вариант игры был несколько другой. Дети выбирали небольшую палочку длиной 8-10 см. К ней привязывали веревку и «хлестали» волчок, раскручивая его. Часто играли в парах.
– Игра в ласточку.
Существует и другое название «Игра в курицу». Зарождение игры относят ко времени правления династии Хань (206 гг. до н.э. – 220 гг. н.э.). А вот популярность игра получает при династии Тан (618-907 гг.). В одной из книг того времени есть легенда об этой игре. Один странствующий монах прибыла в город Лоян (городской округ в провинции Хэнан). Во время прогулки по улицам города он заприметил 12-летнего мальчишку. Тот подбрасывал одной ногой волан по 500 раз на каждую ногу. И ни разу не уронил волан на землю. Мальчишка зарабатывал этим аттракционом, развлекая зрителей на улицах города. Монах был поражен способностями мальчика. Странник оказался монахом из монастыря Шаолинь и пригласил мальчика на обучение. С тех пор игра и приобрела небывалую популярность. Считалось, что благодаря мастерству ног можно было попасть в ученики Шаолиня. Со временем появилось несколько разновидностей игры: в одного, пара на пару, четыре на четыре и пр. Цель игры оставалась неизменно прежней: не уронить волан дольше всех. Игра в ласточку достигла своего расцвета при Династии Цин (1644 — 1911 гг). Можно сказать, что в ласточку играли во всех уголках Китая. Игра не имеет ограничений в возрасте, в нее можно играть всей семьей. Еще одной отличительной особенностью является ее подвижность. Китайцы всегда уделяли своему здоровью особое внимание. А играть в ласточку очень полезно для поддержания физической формы. Именно поэтому игра до сих пор так популярна в парках в любой части Китая, правда, сейчас эта игра популярна среди пожилого населения. Тогда же в нее играли абсолютно все, особенно ее любили подростки. Игра была настолько популярна, что о ней сохранилось множество песен, стихов и даже картин. Это поистине самая семейная и народная игра Китая.
– Игра в кунчжу или жонглирование дьяболо (при помощи веревки).
Проще говоря, это китайское йо-йо. Появление игры связывают с периодом Троецарствия (220 — 280 гг). Именно тогда были найдены первые упоминания в стихах поэта Цао Чжи о прекарсной игре йо-йо. Со времени династии Мин (1368—1644 гг ) также сохранилась детская песня о йо-йо. Все это только лишний раз доказывает, какая долгая история у этой игры. Именно при династии Мин были разработаны первые общие правила игры и материал изготовления. Игрушка изготавливалась из бамбука или дерева. Йо-йо по форме напоминает катушку. Она полая, а по бокам в кругах проделаны небольшие отверстия. Отверстий может быть от 4 до 6. Туда вкладываются деревянные брусочки, чтобы во время кручения издавался звук. Затем, игрок натягивает веревку на двух палочках. Поднимает над головой и подкидывает йо-йо. Цель игры крутить быстрее и дольше других соперников. Немаловажную роль играл звук, издаваемый йо-йо. Преимущественно в игре участвовали дети всех возрастов. Игра очень способствовала физическому развитию детей, скорости реакции.
– Качели.
Уже при династии Цзинь (265-419 гг) становятся излюбленной забавой при дворе. А при династиях Тан (618-907 гг.) и Сун (960-1279 гг.) качели приобретают неслыханную популярность. В каждом дворце при династии Тан были установлены качели и считались «Игрой полубогинь». Придворные девушки много проводили времени на качелях, играя в словесные игры. В эпоху Сун благодаря качелям зарождается акробатика. Это уже не просто развлечение девушек при дворе. А способ поддержать физическое здоровье мужчин, развить выносливость и гибкость. Летом и осенью устраивались показательные выступления. Все, начиная от крестьян и до императора и его наложниц, приходили смотреть выступления. Перед началом, на воду ставили два корабля, на носу каждого устанавливали качели. Затем барабанами созывали зрителей и объявляли о начале выступления. Акробаты, медленно раскачивали качели и приступали к акробатическим трюкам. Они крутились воздухе, прыгали в воду, делали сальто на качелях. В выступлениях участвовали молодые физически развитые мужчины, часто из армии императора. Для развития будущего вида спорта эти выступления занимают важную нишу в китайской истории. Считается, что победы в спортивной гимнастике и акробатике, китайским спортсменам обеспечивает именно историческая любовь к этим видам спорта.
– Бой за сверчков
В первоначальном варианте игра носила название «Осенний бой» или «Осеннее настроение». Свое название игра получила по двум причинам. Первая, это то, что в древнем написании иероглиф «Осень» напоминает изображение сверчка. А вторая, связана это с тем, что сверчки живут только осенью и всего 100 дней. Именно в этот период разыгрывалась нешуточная борьба среди крестьянских семей. Игра появилась при династии Тан. В книгах тех лет есть упоминание о том, что одна из наложниц императора перед сном всегда клала под подушку сверчка. Затем она стала везде и всюду носить в специальной клетке сверчков. Говорят, отсюда и зародилась наука энтомология. Сначала появился интерес к сверчкам и их влиянию на сон (с подачи все той же наложницы), а затем и к самим насекомым. Появляются соревнования целых семей на ловлю сверчков. Каждый вечер, участвующие семьи собирались с уловом и подсчитывали количество сверчков. Выигрывала та семья, чье количество сверчков было больше. В эпоху Мин игра получает все большую популярность.
– цуцзюй (древняя китайская игра с мячом)
Игра считается одной из предшественниц футбола. На самом деле, обе игры имеют схожие черты, но разница между ними достаточно глубокая. В древне-китайском варианте футбола приходилось выкладываться на всю мощь. При династии Хань игра цуцзюй рассматривалась как разновидность боевых искусств. Игра развивала ловкость, выносливость и сноровку. Несмотря на жесткие требования к отбору игроков, получила распространение не только в императорской армии, но и при дворце аристократии, а затем и повсеместно. А все началось с первого императора династии Хань Лю Бан. Он не отказывал себе в удовольствиях. Днями напролет он смотрел выступления музыкантов и танцоров. Но ничего не производило на его избалованный вкус впечатления. Дни казались пресными. Им одолела хандра. Тогда прадед рассказал ему о своих излюбленных увлечениях: петушином бое и цуцзюй. Лю Бан не только заинтересовался игрой, но и сам стал отличным игроком. Именно при нем, игра получает распространение при дворе. А затем цуцзюй становится народной игрой нижних слоев. Во время династии Хань – это было не просто развлечение, а обязанность. Каждый должен был уметь играть.
Во время игры, нужно было не только забить гол противоположной команде, но и успеть показать мастерство владения мячом, руками, ногами или головой. Главное отличие от современного футбола в том, что не было широких ворот. А в земле вырывалась лунка, в которую мог поместиться мяч. Именно туда надо было попасть мячом. Это намного сложнее, чем по широким воротам. И кроме этого правила, больше не было никаких правил. Приветствовалось толкание, подножки, все, что сейчас считается нечестной игрой. Именно поэтому игроки всегда были с отменным здоровьем.
– Запуск воздушного змея
Ранние названия «воздушная цитра», « бумажный змей», «бумажный коршун». Запускать змея в небо исконно китайское занятие. Игра с поистине очень давней историей. Раньше, змей был не бумажным, а деревянным. Сохранились описания о том, как «деревянный змей парит в воздухе». Со времени изготовления первого деревянного змея прошло более 2400 лет. И уже тогда каким-то образом его запускали в небо. При династии Восточная Хань (25 – 220 гг.) появляются первые змеи из бумаги. И новое название игры «Бумажный коршун». Тогда коршуна запускали дети. Каждый городился своим бумажным коршуном. Интересно, что при династии Тан один из императоров использовал змея для передачи тайных писем и очень преуспел в этом. Именно при этой династии начинают изготавливать разной формы бумажные игрушки. Появляются мастера, изготавливающие игрушку. Прародитель современных звонков в квартиры считается бумажная китайская игрушка. Один из императоров очень любил музыку. И решил совместить флейту и бумажного дракона. Флейту вложили в бумажного дракона и подвесили. Когда дул ветер, игрушка издавала мелодию. Отсюда и появилось современное название «Воздушный змей».
– Перетягивание каната
Зародилась игра более 2400 лет назад. Тогда Царство Чу обладало мощной армией и военными кораблями. Военные столкновения в основном, проходили на воде. Тогда и было изобретен о древнекитайское оружие для захвата отступающего судна противника, другими словами, специальный крюк. Когда враг терпел поражение и намеревался скрыться в бескрайних водах, военные набрасывали на судно крюк и тащили. Военные на берегу часто громко рассказывали и показывали события прошедшего дня, изображая накидывание крюка. Так и пришла идея перетягивания каната. Появились первые соревнования среди военных. Но игра быстро перекинулась в народные массы. При династии Тан перетягивали бамбуковую палку. Затем появилась веревка длиной примерно 16 метров. Соревнования перетягивания каната собирали тысячи зрителей. Есть упоминания, что даже иностранцы, приезжающие в Китай, с удовольствием посещали подобные мероприятия.
– акробатические трюки ни шесте.
Были распространены в эпоху Хань как особый вид спорта. Детей с детства обучали обращаться с шестом, взбираться на него и показывать определённые акробатические трюки. Из дворцовых покоев игра быстро распространилась на улицы городов как уличная гимнастика. Выступления завораживали сложностью и опасностью трюков. Позже была создана королевская команда, которая ездила по городам и отбирала талантливых акробатов. А победителем выходил трюкач с более сложными акробатическими элементами на шесте. В наши дни в районах проживания этнических меньшинств в Китае до сох пор сохраняются древние традиции акробатики на шесте. В некоторых городах и правда еще можно встретить выступающих на улицах.
– Игра чуйвань
Эта национальная игра в мяч появилась при династии Тан. Перед началом игры нужно было разделиться на команды. У каждого игрока палка в руках, которой нужно отбивать мяч. Цель игры: попасть в ворота противника. Игра отдаленно напоминает современный хоккей. При династии Сун игра превращается в спорт. Появляются известные тренера, которые ездили по городам . А игра становится не командной, а друг против друга. В игре участвовали в основном взрослые мужчины.
– Словесная игра стихи-цепочки
Игра подходит для женских покоев, а затем и для развития речи детей. Это своеобразная игра на фигуры речи. Первая девушка читает строчку из стиха, идиому или пословицу. Вторая девушка продолжает предложение, используя последний иероглиф в первом предложении. Следующие игроки продолжают по аналогии. Игра отлично развивает культуру речи и словарный запас детей. Именно из этой игры появились загадки, скороговорки и ребусы. Эта интересная игра мгновенно завоевала народную любовь среди китайцев. В нее можно было играть в любое время, не отвлекаясь от домашних дел.
– Игры в загадки или «Охота на тигра»
Загадку писали на красном фонаре и передавали другому человеку, если он не мог отгадать, снова передавал. Другое название игры «охота на тигра». Сначала в загадки играли дети во дворах. Затем игру переняли влюбленные. Такой способ игры на красных фонарях появился в эпоху Сун.
- Орел поймал курицу
У этой игры несколько названий: «Желтый ястреб ест курицу», «ласка ест курицу», в кантонском языке она носит название «орел хватает цыплят». Точного времени появления игры не известно, ориентировочно при Династии Мин. Это веселая групповая игра, предполагающая большое количество участников. Всегда проходит на открытом воздухе, потому что требует большого пространства.
Один игрок становится орлом, его задача схватить и вытащить курицу. Остальные игроки крепятся друг к другу в ряд. Первый человек в ряду – это курица, остальные цыплята. Задача курицы защищать цыплят от орла. Цыпленок, которого вытащили, не участвует в дальнейшей игре. Только в следующем круге он сможет участвовать. В игре участвовали дети почти всех возрастов. Она была любимой игрой всех детей. В игре отлично развивалось физическое здоровье и выносливость, ведь приходилось постоянно бегать.
– Борьба яйцами
Традиционно игра проходила ежегодно 3 марта по лунному календарю. Это, прежде всего, детская игра. В начале марта вечером родители готовили для детей. На каждого ребенка по сетке яиц. Сетку нужно было повесить на шею. Яйца могут быть как куриные, гусиные, так и утиные. Все яйца покрашены в красный цвет. В битве яйцами правил нет, есть только заранее обговоренное количество участников. Главное, сохранить как можно больше целых яиц. Можно было укорачиваться от противника или атаковать.
– Игра в слепую рыбу
Является прародителем игры в прятки. Точного времени появления игры не известно. Игру в рыбу особенно любили дети младшего возраста. Главным атрибутом игры была веревка и платок. Веревкой обозначался круг, границы игры. Одному из игроков завязывали глаза, а другому давали мешочек с деревяшками. Задача игрока с завязанными глазами схватить игрока с мешочком.
– Состязание в силе
Особой забавой в древнем Китае среди взрослого населения считалось состязание в силе. Такие состязания позволяли оставаться в хорошей физической форме. А появились состязание благодаря императору Цинь Шихуанди. После воссоединения Китая император запрещает хранение оружия. Тем самым и появляются драки голыми руками. Можно считать, что это прародитель современных боев без правил.
При династии Хань в народе появилось представление Чи Ю. Это своеобразная борьба, в которой участники с бычьими рогами на головах атакуют друг друга. В таких боях участвовали два человека и собирали большое количество зрителя. Многим позже борьба обретает особое культурное содержание. В 70-х годах 20 века в гробнице династии Хань в провинции Шаньдун обнаружена картина на шелке, которая изображала двух борцов на руках. Вокруг расположены зрители.
В эпоху Цзинь (265—419 гг.) появилось другое название «сумо», и при династии Тан сумо превращается в спортивное состязание, в котором участвуют солдаты императорской армии.
– Ходьба на ходулях
Еще одно народное развлечение ходить на ходулях. Более раннее название «высокие ноги». Ходьба на ходулях была одна из самых популярных шоу в древнем Китае. Выступления проходили весной и осенью. Известно, что еще в 500 году до нашей эры хождение на ходулях было популярно в древнем Китае. Было не только хождение на ходулях, но и прыжки, драка на мечах, Для ходулей использовались длинные деревянные палки. Самые высокие ходули достигали в высоту 1 чжан (китайский сажень, равен 3,33 метра). В период шести династий (229?589 гг.) игра называлась «мастерство владения ходулями». И только при династии Сун появляется уже известное простое название «Ходить на ходулях». И стали использовать палки от 1 до 3 чи в длину (китайский фут, мера длины, равная 1/3 метра).
– Спрятанный крючок
Древняя китайская игра, целью которой является: угадать, у кого из игроков зажат в руке крючок. Согласно легенде мама императора Хань Чжао зажала небольшой крюк в руке и вытянула руки. Маленький император должен был догадаться, в какой руке спрятан крючок. Так и появилась эта увлекательная игра. Правила и способ игры очень просты. Поэтому ее так любят. Особенно ее любят девочки. Обычно они используют крюк из нефрита или серебряный крюк. Очень часто, дети собирались вместе и играли в крючок
Пословицы и поговоркиБаклажан чем больше, тем нежнее.
Благородный муж с достоинством ожидает велений Неба, низкий человек суетливо поджидает удачу.
Близкие соседи лучше дальних родственников.
Бывает три случая непочитания родителей, нет потомка — самый страшный из них.
Бывают только непорочные невесты, но не бывает непорочных свах.
Будешь три года совершать добродетельные поступки — мало кто будет знать об этом; однажды совершишь дурной — узнает вся Поднебесная.
В клетку сажают лишь красивую птицу.
Вода течет вниз, а человек стремится вверх.
Встреча с другом в дальнем краю подобна долгожданному дождю.
Выпадет снег — собакам радость, а у воробья в животе полно злости.
Голодная мышь готова и кошку съесть.
Государь — что лодка, а народ — как вода: может нести, может и утопить.
Деньги в руках посыльного — баран во рту у тигра.
Друга без изъяна не бывает; если будешь искать изъян — останешься без друга.
Если мы так мало знаем о жизни, что можем мы знать о смерти?
Если тебе плюют в спину, значит, ты впереди.
Если ошибся дорогой, то можно вернуться; если ошибся словом — ничего нельзя сделать.
За тысячу ли прислали гусиное перышко: легок подарок, да дорого внимание.
Закрылась рана — забыл о боли.
Из вороньего гнезда не возьмешь куриного яйца.
И император не может купить тысячу лет жизни.
Искать кости в курином яйце.
Искушение сдаться будет особенно сильным незадолго до победы.
Когда садишься в свадебный паланкин, поздно прокалывать дырочки в ушах.
Когда чистое золото объято огнем, оно блестит еще ярче.
Коль тебе стукнуло восемьдесят восемь, не смейся, что другой хром и слеп.
Кормят войска тысячу дней, а используют одну минуту.
Лампа себя не освещает.
Легко быть святым, сидя на горе Тай-Шань. Гораздо сложнее оставаться святым, сидя на базаре.
Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту.
Лучше один день быть человеком, чем тысячу дней быть тенью.
Лягушка мечтает взобраться на вишню.
Маленький-маленький ножик должен быть острым, маленький-маленький человек должен быть хорошим.
Молчание – верный друг, который никогда не изменит.
Мужской монастырь напротив женского монастыря — даже если ничего не происходит, все-таки что-то есть.
На излишнюю вежливость не обижаются.
Невидимой красной нитью соединены те, кому суждено встретиться, несмотря на время, место и обстоятельства. Нить может растянуться или спутаться, но никогда не порвётся.
Не выстрелишь стрелой, потерявшей оперение: трудно жить человеку, потерявшему друзей.
Не меняются только самые мудрые и самые глупые.
Не намучаешься — не станешь Буддой.
Небо знает, земля знает, ты знаешь, я знаю — кто говорит, что никто не знает?
Нет праздников, которые не кончались бы.
Огонь в бумагу не завернешь.
Одну ветку тронешь — десять закачаются, падающий дворец трудно подпереть одним бревном.
Пока не завтракал — считается рано, пока не женился, считаешься маленьким.
Покупаешь коня — посмотри на его родителей.
Полная бутылка молчит, пустая наполовину — булькает.
Рисовать черта легко, рисовать тигра трудно (так как черта никто не видел, а тигр должен быть похож на настоящего зверя).
Родители дали тебе жизнь — волю воспитывай сам.
Рысак часто везет на себе дурака, мудрая женщина часто живет с глупым мужчиной.
С этой горы кажется, что та гора высока.
Слепой кошке попалась дохлая мышь. (О везении)
Сорвавшаяся рыба всегда большая.
Стоя отдают долг, на коленях просят вернуть деньги.
Тигр тощ, да смелое сердце у него в груди, а человек беден, да воля его неистощима.
У рыбы, нарисованной на стене, только один глаз.
Уток, вышитых на ковре, можно показать другим, но игла, которой их вышивали, бесследно ушла из вышивки.
Хитрость жизни в том, чтобы умереть молодым, но как можно позже.
Хотел бы лес покоя, да ветер не даёт
Чужое мясо к своему телу не приклеишь.
Суточный циклСо времен империи Хань (206 до н.э.–220 н.э.) в Китае было принято делить сутки на 12 частей, по два часа каждая. При этом суточный цикл брал отсчет с 23:00.
Так, в период «цзы» (23:00-01:00) наиболее активна крыса. Считается, что именно в это время она выгрызает лаз в хаосе, заполняющем пространство между Небом и Землей.
Период «чоу» (01:00-03:00) проходит под управлением быка. В эти часы бык пережевывает сено в ожидании пахотных работ.
Тигр, как полагали в древнем Китае, особенно свиреп и безжалостен в период «инь» (03:00-05:00). Именно в эти предрассветные часы он отправляется на охоту в поисках добычи.
А вот период «мао» (5:00-7:00), наоборот, связан с миролюбивым кроликом. Согласно легенде, нефритовый кролик особенно активен именно в эти часы, когда солнце еще не поднялось над горизонтом, и лунный диск по-прежнему висит в небесах.
Период «чэнь» (07:00-09:00) проходит под руководством дракона, который, согласно китайской мифологии, приносит дождь. Неудивительно, что в эти утренние часы дожди отнюдь не редкость.
Весенняя трава особенно сочна и ярка в период «сы» (09:00-11:00), так что становится понятным, почему именно в эти часы змеи так любят укрыться в сочной зелени.
Седьмой период «у» (11:00-13:00) совпадает по времени с самым активным солнечным периодом дня. Именно в это время лошадь, как правило, отправляется в путь.
Что касается восьмого периода «вэй» (13:00-15:00), то говорят, что если коза съест траву именно в эти часы, растительность на этом участке восстановится на удивление быстро.
С 15:00 до 17:00 в период «шэнь» шумные и подвижные обезьяны особенно любят порезвиться и пошалить.
В период «ю» (17:00-19:00) над миром уже сгущаются вечерние сумерки, а значит, петух слагает с себя обязанности «дневального» и возвращается в курятник.
С 19:00 по 21:00, то есть в период «сюй», собака становится на стражу жилища и заступает на ночной дозор.
Ну и наконец, в последний период суток, получивший название «хай» (21:00-23:00), мир погружается во мрак, стоит тишина, лишь изредка нарушаемая похрюкиванием свиньи в хлеву.
Список традиционных праздников КитаяСписок традиционных праздников Китая
Новый год (Праздник Весны)
В первый день китайского календаря отмечается начало года. По мнению китайцев, в этот день начинается весна, происходит пробуждение природы, оживают земля и хранимые ею ростки жизни. В тесном семейном кругу зажигают благовония и фейерверки, которые призваны отпугнуть злых духов. Празднование китайского Нового года приходится на концц января-начало февраля по нашему.
Праздник фонарей
Считается окончанием Праздника Весны (китайского Нового года) и отмечается 15-го числа 1-го месяца по лунному календарю. По обычаю, люди развешивают на улицах и в парках многоцветные фонари разных размеров. Праздник фонарей приходится на вторую половину февраля -начало марта по-нашему.
День поминовения усопших (Цинмин)
Также именуется Праздником чистого света или Днём душ. В этот день принято посещать могилы предков или национальных героев, приводить надгробья в порядок, возлагать цветы и жечь «жертвенные деньги» из бумаги в знак почтения памяти усопших. Отмечается на 104-й день после зимнего солнцестояния, что чаще всего приходится на 4 или 5 апреля.
Праздник драконьих лодок (Дуаньу)
Приходится на 5-й день 5-го месяца по лунному календарю, поэтому также называется Праздником двух пятёрок. В народе есть несколько преданий о происхождении этого праздника. Одни считают, что он имеет отношение к древним обрядам поклонения жителей долины реки Янцзы Дракону, другие - что это поклонение памяти погибшего от позора поражения поэта Цюй Юаня из эпохи воюющих царств (тот покончил с собой, бросившись в реку, и соплеменники долго искали тело при помощи лодок). В этот день в Китае устраиваются речные гонки на национальных лодках.
Праздник приходится на начало июня по-нашему.
Праздник влюблённых (Цисицзе)
Приходится на 7-й день 7-го месяца по лунному календарю, поэтому также называется Праздником двух семёрок. Празднование связано со старым трогательным преданием о любви пастуха к небожительнице, в связи с чем Цисицзе часто именуют китайским Днём Святого Валентина. Праздник приходится на август мо-нашему.
Праздник середины осени (Праздник урожая)
По времени он совпадает с окончанием уборочных работ. Кроме того, его называют Праздником богини луны: полная луна считается символом благополучия и достатка. В этот день, приходящийся на полнолуние, собираются все члены семьи и устраивают ужин. Обязательным блюдом застолья являются «лунные пряники» из пшеничной муки с различной начинкой.
Этот праздник, знаменующий собой середину годичного цикла в представлении китайцев, по своей значимости уступает только Новому году. Он отмечается 15-го дня 8-го месяца по лунному календарю, или по-нашему на начало октября.
День зимнего солнцестояния
День зимнего солнцестояния отмечается 22 или 23 декабря. В древнем Китае считали, что с этого времени, когда дни становятся длиннее, а ночи короче, мужская сила природы пробуждалась и давала начало новому циклу.
Меры длины и веса в эпоху ТанДревнекитайские меры в эпоху Тан
Согласно «Книге установлений» использование первых единиц измерения было установлено императором Хуан-ди. Единицы длины произошли от длины частей тела: изначально фэнь - длина одного зерна проса, бу - двойной шаг, чжан - сажень (размах рук), чи - размер ступни (китайский фут).
МЕРЫ ДЛИНЫ:
- ли (верста) ~500 м.
- бу (двойной шаг) ~1.2-1.4 м.
- чи (фут, 1/5 бу) ~25 см
- цунь (1/10 чи) ~3 см
- фэнь = 1/100 чи ~ 3мм
- индиивидуальный медицинский цунь (расстояние между складками согнутого пальца) - ~5 мм.
МЕРЫ ВЕСА
- дань (пикуль) ок. 60 кг.
- цзинь (фунт) ок. 500 г.
- лян (китайская унция, 1/10 цзиня) ~40-50 гр.
- цянь (0,1 ляна) ~ 5 гр.
Народные игры и развлечения древнего Китаяredpion.ru/1207_narodnye-igry-i-razvlechenija-d...
Китайские традиционные игры отличаются большим разнообразием и на любой возраст. Многие игры зародились в глубокой древности и получили широкое распространение по всему Китаю на много веков. Большинство древних китайских игр считаются прародителями современных видов спорта. Это были очень простые по правилам игры, поэтому они не требовали долгого объяснения, что значительно облегчало начало игры. Самое главное, что не требовался какой-то особый инвентарь, в играх использовалось только то, что можно было найти на улице или не требовало особого мастерства в изготовлении. Поэтому в играх могли участвовать и дети из самых бедных семей. Все игры древнего и современного Китая, кроме словесных, развивали физическое здоровье, выносливость и реакцию.
Рассмотрим игры, распространенные в Древнем и Средневековом Китае
– «Крутись волчок» (юла).
Старинная игра в волчок, появилась при династии Сун (960-1279 гг.), только в то время она носила название «Тысячи». Особых правил и приготовлений для игры не требуется. Всё очень просто, детям требовалось найти иглообразный предмет размером примерно в три сантиметра. Воткнуть его в середину небольшой тарелки, например, деревянной или из слоновой кости. Получается что-то отдаленно похожее на современную юлу. Затем нужно раскрутить игрушку. Суть игры тоже очень проста: чья юла дольше всех крутится, тот и победил. Как правило, каждый игрок изготовлял сам свою юлу. Более современное название игры «волчок» появилось многим позже, при династии Мин (1368—1644). Уже во время этой династии игрушку можно было приобрести на городских рынках. Игрушка была деревянная и чуть видоизмененная с длинной веревочкой. По правилам, нужно было бросить волчок и потянуть за веревочку, чтобы она начал крутиться. Как только игрушка начинала замедлять ход, можно было снова дернуть за веревочку. Так, раскручивая волчок, можно было играть до бесконечности. Игра была очень популярна во всем Китае. Вплоть до образования Китайской республики дети увлекались этой игрой.
Уже многим позже, более современный вариант игры был несколько другой. Дети выбирали небольшую палочку длиной 8-10 см. К ней привязывали веревку и «хлестали» волчок, раскручивая его. Часто играли в парах.
– Игра в ласточку.
Существует и другое название «Игра в курицу». Зарождение игры относят ко времени правления династии Хань (206 гг. до н.э. – 220 гг. н.э.). А вот популярность игра получает при династии Тан (618-907 гг.). В одной из книг того времени есть легенда об этой игре. Один странствующий монах прибыла в город Лоян (городской округ в провинции Хэнан). Во время прогулки по улицам города он заприметил 12-летнего мальчишку. Тот подбрасывал одной ногой волан по 500 раз на каждую ногу. И ни разу не уронил волан на землю. Мальчишка зарабатывал этим аттракционом, развлекая зрителей на улицах города. Монах был поражен способностями мальчика. Странник оказался монахом из монастыря Шаолинь и пригласил мальчика на обучение. С тех пор игра и приобрела небывалую популярность. Считалось, что благодаря мастерству ног можно было попасть в ученики Шаолиня. Со временем появилось несколько разновидностей игры: в одного, пара на пару, четыре на четыре и пр. Цель игры оставалась неизменно прежней: не уронить волан дольше всех. Игра в ласточку достигла своего расцвета при Династии Цин (1644 — 1911 гг). Можно сказать, что в ласточку играли во всех уголках Китая. Игра не имеет ограничений в возрасте, в нее можно играть всей семьей. Еще одной отличительной особенностью является ее подвижность. Китайцы всегда уделяли своему здоровью особое внимание. А играть в ласточку очень полезно для поддержания физической формы. Именно поэтому игра до сих пор так популярна в парках в любой части Китая, правда, сейчас эта игра популярна среди пожилого населения. Тогда же в нее играли абсолютно все, особенно ее любили подростки. Игра была настолько популярна, что о ней сохранилось множество песен, стихов и даже картин. Это поистине самая семейная и народная игра Китая.
– Игра в кунчжу или жонглирование дьяболо (при помощи веревки).
Проще говоря, это китайское йо-йо. Появление игры связывают с периодом Троецарствия (220 — 280 гг). Именно тогда были найдены первые упоминания в стихах поэта Цао Чжи о прекарсной игре йо-йо. Со времени династии Мин (1368—1644 гг ) также сохранилась детская песня о йо-йо. Все это только лишний раз доказывает, какая долгая история у этой игры. Именно при династии Мин были разработаны первые общие правила игры и материал изготовления. Игрушка изготавливалась из бамбука или дерева. Йо-йо по форме напоминает катушку. Она полая, а по бокам в кругах проделаны небольшие отверстия. Отверстий может быть от 4 до 6. Туда вкладываются деревянные брусочки, чтобы во время кручения издавался звук. Затем, игрок натягивает веревку на двух палочках. Поднимает над головой и подкидывает йо-йо. Цель игры крутить быстрее и дольше других соперников. Немаловажную роль играл звук, издаваемый йо-йо. Преимущественно в игре участвовали дети всех возрастов. Игра очень способствовала физическому развитию детей, скорости реакции.
– Качели.
Уже при династии Цзинь (265-419 гг) становятся излюбленной забавой при дворе. А при династиях Тан (618-907 гг.) и Сун (960-1279 гг.) качели приобретают неслыханную популярность. В каждом дворце при династии Тан были установлены качели и считались «Игрой полубогинь». Придворные девушки много проводили времени на качелях, играя в словесные игры. В эпоху Сун благодаря качелям зарождается акробатика. Это уже не просто развлечение девушек при дворе. А способ поддержать физическое здоровье мужчин, развить выносливость и гибкость. Летом и осенью устраивались показательные выступления. Все, начиная от крестьян и до императора и его наложниц, приходили смотреть выступления. Перед началом, на воду ставили два корабля, на носу каждого устанавливали качели. Затем барабанами созывали зрителей и объявляли о начале выступления. Акробаты, медленно раскачивали качели и приступали к акробатическим трюкам. Они крутились воздухе, прыгали в воду, делали сальто на качелях. В выступлениях участвовали молодые физически развитые мужчины, часто из армии императора. Для развития будущего вида спорта эти выступления занимают важную нишу в китайской истории. Считается, что победы в спортивной гимнастике и акробатике, китайским спортсменам обеспечивает именно историческая любовь к этим видам спорта.
– Бой за сверчков
В первоначальном варианте игра носила название «Осенний бой» или «Осеннее настроение». Свое название игра получила по двум причинам. Первая, это то, что в древнем написании иероглиф «Осень» напоминает изображение сверчка. А вторая, связана это с тем, что сверчки живут только осенью и всего 100 дней. Именно в этот период разыгрывалась нешуточная борьба среди крестьянских семей. Игра появилась при династии Тан. В книгах тех лет есть упоминание о том, что одна из наложниц императора перед сном всегда клала под подушку сверчка. Затем она стала везде и всюду носить в специальной клетке сверчков. Говорят, отсюда и зародилась наука энтомология. Сначала появился интерес к сверчкам и их влиянию на сон (с подачи все той же наложницы), а затем и к самим насекомым. Появляются соревнования целых семей на ловлю сверчков. Каждый вечер, участвующие семьи собирались с уловом и подсчитывали количество сверчков. Выигрывала та семья, чье количество сверчков было больше. В эпоху Мин игра получает все большую популярность.
– цуцзюй (древняя китайская игра с мячом)
Игра считается одной из предшественниц футбола. На самом деле, обе игры имеют схожие черты, но разница между ними достаточно глубокая. В древне-китайском варианте футбола приходилось выкладываться на всю мощь. При династии Хань игра цуцзюй рассматривалась как разновидность боевых искусств. Игра развивала ловкость, выносливость и сноровку. Несмотря на жесткие требования к отбору игроков, получила распространение не только в императорской армии, но и при дворце аристократии, а затем и повсеместно. А все началось с первого императора династии Хань Лю Бан. Он не отказывал себе в удовольствиях. Днями напролет он смотрел выступления музыкантов и танцоров. Но ничего не производило на его избалованный вкус впечатления. Дни казались пресными. Им одолела хандра. Тогда прадед рассказал ему о своих излюбленных увлечениях: петушином бое и цуцзюй. Лю Бан не только заинтересовался игрой, но и сам стал отличным игроком. Именно при нем, игра получает распространение при дворе. А затем цуцзюй становится народной игрой нижних слоев. Во время династии Хань – это было не просто развлечение, а обязанность. Каждый должен был уметь играть.
Во время игры, нужно было не только забить гол противоположной команде, но и успеть показать мастерство владения мячом, руками, ногами или головой. Главное отличие от современного футбола в том, что не было широких ворот. А в земле вырывалась лунка, в которую мог поместиться мяч. Именно туда надо было попасть мячом. Это намного сложнее, чем по широким воротам. И кроме этого правила, больше не было никаких правил. Приветствовалось толкание, подножки, все, что сейчас считается нечестной игрой. Именно поэтому игроки всегда были с отменным здоровьем.
– Запуск воздушного змея
Ранние названия «воздушная цитра», « бумажный змей», «бумажный коршун». Запускать змея в небо исконно китайское занятие. Игра с поистине очень давней историей. Раньше, змей был не бумажным, а деревянным. Сохранились описания о том, как «деревянный змей парит в воздухе». Со времени изготовления первого деревянного змея прошло более 2400 лет. И уже тогда каким-то образом его запускали в небо. При династии Восточная Хань (25 – 220 гг.) появляются первые змеи из бумаги. И новое название игры «Бумажный коршун». Тогда коршуна запускали дети. Каждый городился своим бумажным коршуном. Интересно, что при династии Тан один из императоров использовал змея для передачи тайных писем и очень преуспел в этом. Именно при этой династии начинают изготавливать разной формы бумажные игрушки. Появляются мастера, изготавливающие игрушку. Прародитель современных звонков в квартиры считается бумажная китайская игрушка. Один из императоров очень любил музыку. И решил совместить флейту и бумажного дракона. Флейту вложили в бумажного дракона и подвесили. Когда дул ветер, игрушка издавала мелодию. Отсюда и появилось современное название «Воздушный змей».
– Перетягивание каната
Зародилась игра более 2400 лет назад. Тогда Царство Чу обладало мощной армией и военными кораблями. Военные столкновения в основном, проходили на воде. Тогда и было изобретен о древнекитайское оружие для захвата отступающего судна противника, другими словами, специальный крюк. Когда враг терпел поражение и намеревался скрыться в бескрайних водах, военные набрасывали на судно крюк и тащили. Военные на берегу часто громко рассказывали и показывали события прошедшего дня, изображая накидывание крюка. Так и пришла идея перетягивания каната. Появились первые соревнования среди военных. Но игра быстро перекинулась в народные массы. При династии Тан перетягивали бамбуковую палку. Затем появилась веревка длиной примерно 16 метров. Соревнования перетягивания каната собирали тысячи зрителей. Есть упоминания, что даже иностранцы, приезжающие в Китай, с удовольствием посещали подобные мероприятия.
– акробатические трюки ни шесте.
Были распространены в эпоху Хань как особый вид спорта. Детей с детства обучали обращаться с шестом, взбираться на него и показывать определённые акробатические трюки. Из дворцовых покоев игра быстро распространилась на улицы городов как уличная гимнастика. Выступления завораживали сложностью и опасностью трюков. Позже была создана королевская команда, которая ездила по городам и отбирала талантливых акробатов. А победителем выходил трюкач с более сложными акробатическими элементами на шесте. В наши дни в районах проживания этнических меньшинств в Китае до сох пор сохраняются древние традиции акробатики на шесте. В некоторых городах и правда еще можно встретить выступающих на улицах.
– Игра чуйвань
Эта национальная игра в мяч появилась при династии Тан. Перед началом игры нужно было разделиться на команды. У каждого игрока палка в руках, которой нужно отбивать мяч. Цель игры: попасть в ворота противника. Игра отдаленно напоминает современный хоккей. При династии Сун игра превращается в спорт. Появляются известные тренера, которые ездили по городам . А игра становится не командной, а друг против друга. В игре участвовали в основном взрослые мужчины.
– Словесная игра стихи-цепочки
Игра подходит для женских покоев, а затем и для развития речи детей. Это своеобразная игра на фигуры речи. Первая девушка читает строчку из стиха, идиому или пословицу. Вторая девушка продолжает предложение, используя последний иероглиф в первом предложении. Следующие игроки продолжают по аналогии. Игра отлично развивает культуру речи и словарный запас детей. Именно из этой игры появились загадки, скороговорки и ребусы. Эта интересная игра мгновенно завоевала народную любовь среди китайцев. В нее можно было играть в любое время, не отвлекаясь от домашних дел.
– Игры в загадки или «Охота на тигра»
Загадку писали на красном фонаре и передавали другому человеку, если он не мог отгадать, снова передавал. Другое название игры «охота на тигра». Сначала в загадки играли дети во дворах. Затем игру переняли влюбленные. Такой способ игры на красных фонарях появился в эпоху Сун.
- Орел поймал курицу
У этой игры несколько названий: «Желтый ястреб ест курицу», «ласка ест курицу», в кантонском языке она носит название «орел хватает цыплят». Точного времени появления игры не известно, ориентировочно при Династии Мин. Это веселая групповая игра, предполагающая большое количество участников. Всегда проходит на открытом воздухе, потому что требует большого пространства.
Один игрок становится орлом, его задача схватить и вытащить курицу. Остальные игроки крепятся друг к другу в ряд. Первый человек в ряду – это курица, остальные цыплята. Задача курицы защищать цыплят от орла. Цыпленок, которого вытащили, не участвует в дальнейшей игре. Только в следующем круге он сможет участвовать. В игре участвовали дети почти всех возрастов. Она была любимой игрой всех детей. В игре отлично развивалось физическое здоровье и выносливость, ведь приходилось постоянно бегать.
– Борьба яйцами
Традиционно игра проходила ежегодно 3 марта по лунному календарю. Это, прежде всего, детская игра. В начале марта вечером родители готовили для детей. На каждого ребенка по сетке яиц. Сетку нужно было повесить на шею. Яйца могут быть как куриные, гусиные, так и утиные. Все яйца покрашены в красный цвет. В битве яйцами правил нет, есть только заранее обговоренное количество участников. Главное, сохранить как можно больше целых яиц. Можно было укорачиваться от противника или атаковать.
– Игра в слепую рыбу
Является прародителем игры в прятки. Точного времени появления игры не известно. Игру в рыбу особенно любили дети младшего возраста. Главным атрибутом игры была веревка и платок. Веревкой обозначался круг, границы игры. Одному из игроков завязывали глаза, а другому давали мешочек с деревяшками. Задача игрока с завязанными глазами схватить игрока с мешочком.
– Состязание в силе
Особой забавой в древнем Китае среди взрослого населения считалось состязание в силе. Такие состязания позволяли оставаться в хорошей физической форме. А появились состязание благодаря императору Цинь Шихуанди. После воссоединения Китая император запрещает хранение оружия. Тем самым и появляются драки голыми руками. Можно считать, что это прародитель современных боев без правил.
При династии Хань в народе появилось представление Чи Ю. Это своеобразная борьба, в которой участники с бычьими рогами на головах атакуют друг друга. В таких боях участвовали два человека и собирали большое количество зрителя. Многим позже борьба обретает особое культурное содержание. В 70-х годах 20 века в гробнице династии Хань в провинции Шаньдун обнаружена картина на шелке, которая изображала двух борцов на руках. Вокруг расположены зрители.
В эпоху Цзинь (265—419 гг.) появилось другое название «сумо», и при династии Тан сумо превращается в спортивное состязание, в котором участвуют солдаты императорской армии.
– Ходьба на ходулях
Еще одно народное развлечение ходить на ходулях. Более раннее название «высокие ноги». Ходьба на ходулях была одна из самых популярных шоу в древнем Китае. Выступления проходили весной и осенью. Известно, что еще в 500 году до нашей эры хождение на ходулях было популярно в древнем Китае. Было не только хождение на ходулях, но и прыжки, драка на мечах, Для ходулей использовались длинные деревянные палки. Самые высокие ходули достигали в высоту 1 чжан (китайский сажень, равен 3,33 метра). В период шести династий (229?589 гг.) игра называлась «мастерство владения ходулями». И только при династии Сун появляется уже известное простое название «Ходить на ходулях». И стали использовать палки от 1 до 3 чи в длину (китайский фут, мера длины, равная 1/3 метра).
– Спрятанный крючок
Древняя китайская игра, целью которой является: угадать, у кого из игроков зажат в руке крючок. Согласно легенде мама императора Хань Чжао зажала небольшой крюк в руке и вытянула руки. Маленький император должен был догадаться, в какой руке спрятан крючок. Так и появилась эта увлекательная игра. Правила и способ игры очень просты. Поэтому ее так любят. Особенно ее любят девочки. Обычно они используют крюк из нефрита или серебряный крюк. Очень часто, дети собирались вместе и играли в крючок
Пословицы и поговоркиБаклажан чем больше, тем нежнее.
Благородный муж с достоинством ожидает велений Неба, низкий человек суетливо поджидает удачу.
Близкие соседи лучше дальних родственников.
Бывает три случая непочитания родителей, нет потомка — самый страшный из них.
Бывают только непорочные невесты, но не бывает непорочных свах.
Будешь три года совершать добродетельные поступки — мало кто будет знать об этом; однажды совершишь дурной — узнает вся Поднебесная.
В клетку сажают лишь красивую птицу.
Вода течет вниз, а человек стремится вверх.
Встреча с другом в дальнем краю подобна долгожданному дождю.
Выпадет снег — собакам радость, а у воробья в животе полно злости.
Голодная мышь готова и кошку съесть.
Государь — что лодка, а народ — как вода: может нести, может и утопить.
Деньги в руках посыльного — баран во рту у тигра.
Друга без изъяна не бывает; если будешь искать изъян — останешься без друга.
Если мы так мало знаем о жизни, что можем мы знать о смерти?
Если тебе плюют в спину, значит, ты впереди.
Если ошибся дорогой, то можно вернуться; если ошибся словом — ничего нельзя сделать.
За тысячу ли прислали гусиное перышко: легок подарок, да дорого внимание.
Закрылась рана — забыл о боли.
Из вороньего гнезда не возьмешь куриного яйца.
И император не может купить тысячу лет жизни.
Искать кости в курином яйце.
Искушение сдаться будет особенно сильным незадолго до победы.
Когда садишься в свадебный паланкин, поздно прокалывать дырочки в ушах.
Когда чистое золото объято огнем, оно блестит еще ярче.
Коль тебе стукнуло восемьдесят восемь, не смейся, что другой хром и слеп.
Кормят войска тысячу дней, а используют одну минуту.
Лампа себя не освещает.
Легко быть святым, сидя на горе Тай-Шань. Гораздо сложнее оставаться святым, сидя на базаре.
Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту.
Лучше один день быть человеком, чем тысячу дней быть тенью.
Лягушка мечтает взобраться на вишню.
Маленький-маленький ножик должен быть острым, маленький-маленький человек должен быть хорошим.
Молчание – верный друг, который никогда не изменит.
Мужской монастырь напротив женского монастыря — даже если ничего не происходит, все-таки что-то есть.
На излишнюю вежливость не обижаются.
Невидимой красной нитью соединены те, кому суждено встретиться, несмотря на время, место и обстоятельства. Нить может растянуться или спутаться, но никогда не порвётся.
Не выстрелишь стрелой, потерявшей оперение: трудно жить человеку, потерявшему друзей.
Не меняются только самые мудрые и самые глупые.
Не намучаешься — не станешь Буддой.
Небо знает, земля знает, ты знаешь, я знаю — кто говорит, что никто не знает?
Нет праздников, которые не кончались бы.
Огонь в бумагу не завернешь.
Одну ветку тронешь — десять закачаются, падающий дворец трудно подпереть одним бревном.
Пока не завтракал — считается рано, пока не женился, считаешься маленьким.
Покупаешь коня — посмотри на его родителей.
Полная бутылка молчит, пустая наполовину — булькает.
Рисовать черта легко, рисовать тигра трудно (так как черта никто не видел, а тигр должен быть похож на настоящего зверя).
Родители дали тебе жизнь — волю воспитывай сам.
Рысак часто везет на себе дурака, мудрая женщина часто живет с глупым мужчиной.
С этой горы кажется, что та гора высока.
Слепой кошке попалась дохлая мышь. (О везении)
Сорвавшаяся рыба всегда большая.
Стоя отдают долг, на коленях просят вернуть деньги.
Тигр тощ, да смелое сердце у него в груди, а человек беден, да воля его неистощима.
У рыбы, нарисованной на стене, только один глаз.
Уток, вышитых на ковре, можно показать другим, но игла, которой их вышивали, бесследно ушла из вышивки.
Хитрость жизни в том, чтобы умереть молодым, но как можно позже.
Хотел бы лес покоя, да ветер не даёт
Чужое мясо к своему телу не приклеишь.
Суточный циклСо времен империи Хань (206 до н.э.–220 н.э.) в Китае было принято делить сутки на 12 частей, по два часа каждая. При этом суточный цикл брал отсчет с 23:00.
Так, в период «цзы» (23:00-01:00) наиболее активна крыса. Считается, что именно в это время она выгрызает лаз в хаосе, заполняющем пространство между Небом и Землей.
Период «чоу» (01:00-03:00) проходит под управлением быка. В эти часы бык пережевывает сено в ожидании пахотных работ.
Тигр, как полагали в древнем Китае, особенно свиреп и безжалостен в период «инь» (03:00-05:00). Именно в эти предрассветные часы он отправляется на охоту в поисках добычи.
А вот период «мао» (5:00-7:00), наоборот, связан с миролюбивым кроликом. Согласно легенде, нефритовый кролик особенно активен именно в эти часы, когда солнце еще не поднялось над горизонтом, и лунный диск по-прежнему висит в небесах.
Период «чэнь» (07:00-09:00) проходит под руководством дракона, который, согласно китайской мифологии, приносит дождь. Неудивительно, что в эти утренние часы дожди отнюдь не редкость.
Весенняя трава особенно сочна и ярка в период «сы» (09:00-11:00), так что становится понятным, почему именно в эти часы змеи так любят укрыться в сочной зелени.
Седьмой период «у» (11:00-13:00) совпадает по времени с самым активным солнечным периодом дня. Именно в это время лошадь, как правило, отправляется в путь.
Что касается восьмого периода «вэй» (13:00-15:00), то говорят, что если коза съест траву именно в эти часы, растительность на этом участке восстановится на удивление быстро.
С 15:00 до 17:00 в период «шэнь» шумные и подвижные обезьяны особенно любят порезвиться и пошалить.
В период «ю» (17:00-19:00) над миром уже сгущаются вечерние сумерки, а значит, петух слагает с себя обязанности «дневального» и возвращается в курятник.
С 19:00 по 21:00, то есть в период «сюй», собака становится на стражу жилища и заступает на ночной дозор.
Ну и наконец, в последний период суток, получивший название «хай» (21:00-23:00), мир погружается во мрак, стоит тишина, лишь изредка нарушаемая похрюкиванием свиньи в хлеву.
@темы: матчасть
а вы не против, если вас будут указывать в обзорах?
как только нормально откроемся, все будет - и реклама, и наполнение))
раз уж речь зашла - можно тебя в обзоры?))
Вау! вы делаете обзоры? вот молодцы!
Удачи и жду рекламу!