Подмастерье из Архива
Цилинь — существо мифическое.
В названии «цилинь» отражено соединение сил инь и ян: "ци" соответствует мужскому началу, а "линь" – женскому. В европейской традиции его называют «китайским единорогом», «собако-лошадью» или «драконовой лошадью».

Цилинь — своего рода химера.
читать дальшеПервое литературное описание его внешности, хотя и крайне лаконичное, содержится в одной из песен «Канона поэзии» (Ши Цзин), а его стандартная иконография закрепились в китайской культуре, примерно в эпоху Шести династий. Однако описания отличаются одно от другого: то это «туловище оленя, ноги коня, коровьи копыта и хвост и голова барана», то «тело коня, ноги оленя, голова дракона, медвежий хвост», а склеп императора Вэнь-ди (6 век) вовсе украшен двумя цилинями в виде единорогов с сильным телом льва и чётко очерченными крыльями. У него на голове может быть пара оленьих рогов или один рог с мягкой шишкой на конце. Некоторые авторы сходятся, что это существо покрыто зелено-голубой чешуей, другие говорят, что его шкура имеет пять цветов — красный, желтый, синий, белый и черный. Крик его подобен звону колокола.
Отчего так? Ученый эпохи Хань(1 в.) Ван Чун в своем сочинении «Лунь Хэн» писал: «…феникс - это совершенномудрый среди птиц, а цилинь - совершенномудрый среди зверей. Совершенномудрыми людьми были пять предков, три царя, Гао Яо, Конфуций и другие. А похожи друг на друга все эти мудрецы не были. Таким образом, и оперения у священных птиц могут быть несходны. Как наши мудрецы внешне отличаются друг от друга, точно так же и цилини могут быть и рогатыми, и безрогими. У "благовещих существ" породы не бывает». То есть, можно сказать, они появляются из-за своеобразных хороших мутаций, обусловленных благорастворением воздухов (а благорастворение - результат разумного и правильного управления страной). В другой древней рукописи сказано: «Он не то, что конь или бык, волк или олень. Он ускользает от описания. И потому можно быть в локте от цилиня и не узнать. Нам известно, что зверь с гривой — лев, зверь с двумя рогами — бык. Но мы не ведаем, каков есть цилинь».

Цилинь добр и сострадает всему живому: передвигаясь, не сминает копытами траву и не давит букашек, не ест живых тварей, питается только злаками. Благодаря легкости своего шага он может ходить по воде и летать.
Его часто включают в перечень четырёх благородных животных наряду с китайскими драконом, фениксом и черепахой — вместо тигра. Он называется прародителем и властителем парнокопытных животных, считается главным из всех 360 зверей суши (наряду с фэнхуаном - главным среди птиц).
Он повелевает погодой и способен, как и дракон, для «своих» вызвать благодетельный дождь, а для врагов — испепеляющую засуху, невыносимый зной.
Цилинь покровительствует каллиграфам (по легендам, наиболее ценные кисти мастера Шимаджи из долины Ниго были сделаны из шерсти из хвоста цилиня).
Он способен распознавать ложь и ввиду этого считается покровителем невинно осуждённых и является знаком Судей.
Живет он долго — две-три тысячи лет, но увидеть его дано лишь избранным. Считается, что время от времени цилинь покидает свой мир и появляется среди людей, как правило, в первой и последней четвертях лунного месяца, но увидеть его нелегко.

Цилинь символизирует долгую жизнь, благополучие, карьерный рост, рождение наследника, а также провожает в загробный мир души умерших и защищает от злых духов.
Цилинь - инкарнация пяти элементов, пяти доблестей и пяти символических цветов. (поскольку его шкура имеет пять цветов). Он же - символ добродетели и справедливости властителя. Он воплощает собой жэнь ("человеколюбие", "гуманность"). То, что его рог единственный, означает единство мира под управлением одного великого правителя. "Оседлать цилиня" - означает прославиться. Верхом на цилине изображают мудрецов и бессмертных, свиту богини Сиванму.
В древности существовало много легенд о появлении и поимке цилиня - и то и другое считалось знаком идеального, мудрого и гуманного правления. Словами "поймали линя", вошедшими в поговорку, заканчивает Кун-цзы свою летопись "Чуньцю" ("Вёсны и осени"). Считалось, что появление цилиня несло с собой умиротворённость и процветание природе.
В народных верованиях цилинь прочно ассоциировался с рождением сыновей: «спускающийся с неба цилинь приносит сына» - традиционный сюжет благопожелательных лубков и фигурок. Если ребенок необыкновенно умен, его называют "сыном цилиня". Живописные или скульптурные изображения «Цилиня, дарующего ребенка» (привозящего его на спине) входили в число обязательных свадебных подарков и подарков новорожденному; это пожелание супружеской паре рождения сына, а младенцу — блестящей карьеры.
Явление цилиня в Поднебесную провозглашает рождение великого мудреца или мудрого императора.
Согласно легенде, цилинь предвещал рождение самого учителя Кун-цзы. («Однажды прекрасная молодая девушка решила посетить храм. Когда она пришла туда, ей явился цилинь, который выронил из пасти небольшой кусок нефрита прямо ей в руку. Затем чудесный зверь опустился перед ней на колени и пребывал в таком положении в течение двух часов. Она уж не знала, что и делать. Наконец она догадалась: выплела из своих волос белую ленту и повязала ее на рог цилиня, который тотчас удалился. Только тогда она увидела вырезанную на нефрите надпись. Иероглифы сообщали что у нее родится «сын горного хрусталя», который станет «царем без трона». Через девять месяцев девушка родила мальчика, который стал со временем великим учителем Куном. Когда тот был уже стариком, ему явился цилинь, рог которого был повязан белой лентой. Кун-цзы узнал украшение своей матери и все понял. «Мой путь исчерпан», - сказал мудрец и вскоре умер.»)
В названии «цилинь» отражено соединение сил инь и ян: "ци" соответствует мужскому началу, а "линь" – женскому. В европейской традиции его называют «китайским единорогом», «собако-лошадью» или «драконовой лошадью».

Цилинь — своего рода химера.
читать дальшеПервое литературное описание его внешности, хотя и крайне лаконичное, содержится в одной из песен «Канона поэзии» (Ши Цзин), а его стандартная иконография закрепились в китайской культуре, примерно в эпоху Шести династий. Однако описания отличаются одно от другого: то это «туловище оленя, ноги коня, коровьи копыта и хвост и голова барана», то «тело коня, ноги оленя, голова дракона, медвежий хвост», а склеп императора Вэнь-ди (6 век) вовсе украшен двумя цилинями в виде единорогов с сильным телом льва и чётко очерченными крыльями. У него на голове может быть пара оленьих рогов или один рог с мягкой шишкой на конце. Некоторые авторы сходятся, что это существо покрыто зелено-голубой чешуей, другие говорят, что его шкура имеет пять цветов — красный, желтый, синий, белый и черный. Крик его подобен звону колокола.
Отчего так? Ученый эпохи Хань(1 в.) Ван Чун в своем сочинении «Лунь Хэн» писал: «…феникс - это совершенномудрый среди птиц, а цилинь - совершенномудрый среди зверей. Совершенномудрыми людьми были пять предков, три царя, Гао Яо, Конфуций и другие. А похожи друг на друга все эти мудрецы не были. Таким образом, и оперения у священных птиц могут быть несходны. Как наши мудрецы внешне отличаются друг от друга, точно так же и цилини могут быть и рогатыми, и безрогими. У "благовещих существ" породы не бывает». То есть, можно сказать, они появляются из-за своеобразных хороших мутаций, обусловленных благорастворением воздухов (а благорастворение - результат разумного и правильного управления страной). В другой древней рукописи сказано: «Он не то, что конь или бык, волк или олень. Он ускользает от описания. И потому можно быть в локте от цилиня и не узнать. Нам известно, что зверь с гривой — лев, зверь с двумя рогами — бык. Но мы не ведаем, каков есть цилинь».

Цилинь добр и сострадает всему живому: передвигаясь, не сминает копытами траву и не давит букашек, не ест живых тварей, питается только злаками. Благодаря легкости своего шага он может ходить по воде и летать.
Его часто включают в перечень четырёх благородных животных наряду с китайскими драконом, фениксом и черепахой — вместо тигра. Он называется прародителем и властителем парнокопытных животных, считается главным из всех 360 зверей суши (наряду с фэнхуаном - главным среди птиц).
Он повелевает погодой и способен, как и дракон, для «своих» вызвать благодетельный дождь, а для врагов — испепеляющую засуху, невыносимый зной.
Цилинь покровительствует каллиграфам (по легендам, наиболее ценные кисти мастера Шимаджи из долины Ниго были сделаны из шерсти из хвоста цилиня).
Он способен распознавать ложь и ввиду этого считается покровителем невинно осуждённых и является знаком Судей.
Живет он долго — две-три тысячи лет, но увидеть его дано лишь избранным. Считается, что время от времени цилинь покидает свой мир и появляется среди людей, как правило, в первой и последней четвертях лунного месяца, но увидеть его нелегко.

Цилинь символизирует долгую жизнь, благополучие, карьерный рост, рождение наследника, а также провожает в загробный мир души умерших и защищает от злых духов.
Цилинь - инкарнация пяти элементов, пяти доблестей и пяти символических цветов. (поскольку его шкура имеет пять цветов). Он же - символ добродетели и справедливости властителя. Он воплощает собой жэнь ("человеколюбие", "гуманность"). То, что его рог единственный, означает единство мира под управлением одного великого правителя. "Оседлать цилиня" - означает прославиться. Верхом на цилине изображают мудрецов и бессмертных, свиту богини Сиванму.
В древности существовало много легенд о появлении и поимке цилиня - и то и другое считалось знаком идеального, мудрого и гуманного правления. Словами "поймали линя", вошедшими в поговорку, заканчивает Кун-цзы свою летопись "Чуньцю" ("Вёсны и осени"). Считалось, что появление цилиня несло с собой умиротворённость и процветание природе.
В народных верованиях цилинь прочно ассоциировался с рождением сыновей: «спускающийся с неба цилинь приносит сына» - традиционный сюжет благопожелательных лубков и фигурок. Если ребенок необыкновенно умен, его называют "сыном цилиня". Живописные или скульптурные изображения «Цилиня, дарующего ребенка» (привозящего его на спине) входили в число обязательных свадебных подарков и подарков новорожденному; это пожелание супружеской паре рождения сына, а младенцу — блестящей карьеры.
Явление цилиня в Поднебесную провозглашает рождение великого мудреца или мудрого императора.
Согласно легенде, цилинь предвещал рождение самого учителя Кун-цзы. («Однажды прекрасная молодая девушка решила посетить храм. Когда она пришла туда, ей явился цилинь, который выронил из пасти небольшой кусок нефрита прямо ей в руку. Затем чудесный зверь опустился перед ней на колени и пребывал в таком положении в течение двух часов. Она уж не знала, что и делать. Наконец она догадалась: выплела из своих волос белую ленту и повязала ее на рог цилиня, который тотчас удалился. Только тогда она увидела вырезанную на нефрите надпись. Иероглифы сообщали что у нее родится «сын горного хрусталя», который станет «царем без трона». Через девять месяцев девушка родила мальчика, который стал со временем великим учителем Куном. Когда тот был уже стариком, ему явился цилинь, рог которого был повязан белой лентой. Кун-цзы узнал украшение своей матери и все понял. «Мой путь исчерпан», - сказал мудрец и вскоре умер.»)
@темы: матчасть